Стратегическое планирование

15.02.2016

ЧТО ТАКОЕ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»?

Автор – Зазовская Н.М., эксперт в области отношений между работодателями и работниками, а именно – стратегическое планирование, отбор и наем  персонала, развитие персонала, оценка трудовой деятельности работников. Автор учебного пособия «Экономика труда». Имеет государственные награды РФ.

Партнер компании «ASSET HR». Преподаватель дистанционного курса «Международная школа HR».

 Без сомнения, слово «стратегическое» является наиболее часто употребляемым в лексиконе управленцев, однако остается мало понимаемым. Если сомнения возникают при упоминании слова «стратегический», то при появлении сочетания «стратегическое планирование» сомнения усиливаются.

Словосочетание  «стратегическое планирование» появилось во время Второй Мировой Войны при планировании военных операций и начало внедряться в управленческую практику в 60-е годы. Последние три десятка лет стратегическое планирование изучается активно в школах бизнеса как самостоятельная дисциплина, а также в составе различных других программ, которые предполагают определение долгосрочных целей предприятий и составление планов по их достижению. Совершенно необязательно, что стратегический план составляется только для крупных организаций. Он может быть составлен для отдельного работника, рабочей группы или отдела.

Прежде чем  определить, что такое стратегическое планирование, важно отметить, что это не то же самое, что финансовое планирование,  сценарное планирование, оперативное планирование, прогноз будущих событий или экономическое моделирование. Хотя многие организации используют данные формы при стратегическом планировании.

Слово «стратегический» означает работающий в соответствии со стратегией.      

Стратегия - это специальный план действий, составленный для того, чтобы достичь специальных целей. Цели обычно поставлены на довольно большой период времени и составляют центральную часть миссии  предприятия - того, как видят  предприятие ее собственники и руководители.

            Например, шахматисты используют стратегии. Они не передвигают фигуры случайным образом по шахматной доске. Скорее, они ставят фигуры в соответствии с планом реализации некоторых задач, например, съесть ферзя противника, или сделать противнику шах. Отдельные ходы (или «тактика») являются частью большого плана шахматиста на игру (или «стратегии»), а также отражают личные приоритеты игрока (например, что важно: съесть коня или слона). Оба игрока должны постоянно быть в курсе не только своих преимуществ и слабостей, но также должны знать сильные  и слабые стороны противника. По мере того, как игра развивается, стратегия игрока может меняться для того, чтобы использовать новые возможности или минимизировать потенциальные угрозы.

            Пример с шахматной игрой позволяет выделить некоторые ключевые характеристики стратегического планирования:

  • Стратегии не являются случайным набором действий. Это последовательность действий, направленная на достижение специальных целей.
  • Эти стратегические цели могут быть как краткосрочные, так и долгосрочные, но они имеют особое значение для долгосрочного планирования.
  • Развертывание конкретной стратегии отражает ценности и приоритеты тех, кто планирует. Развертывание групповой стратегии должно отражать ценности и приоритеты группы.
  • Эффективная реализация конкретной  стратегии требует понимания как сильных  и слабых сторон организации (внутренние факторы), так и  возможностей и угроз (внешние факторы).
  • Стратегическое планирование - динамический процесс и требует регулярной «проверки реальности».

О стратегическом планировании можно говорить много. На эту тему существует множество разнообразной литературы, но всю квинтэссенцию информации,

-как HR-у составлять стратегический план управления персоналом,

-каковы составляющие стратегического плана,

-как проводить внутренний и внешний анализ, 

-как разработать план действий и оценить их выполнение – все эти инструменты наши слушатели получают на дистанционной сертификационной программе «Международная школа HR».